Оздоровление
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"-
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/SanPin2013.PDF
Программа оздоровительной деятельности в детском саду-
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/1255.docx
О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них-
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/MedOsmotr.pdf
Комплектация аптечек для оказания первой помощи.
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/aptechkaDOU.PDF
Работы, для обязательных прививок -
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/RabotnikiPrivivki.pdf
Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
(с изменениями на 21 декабря 2013 года) -
http://dou-malinovka.okis.ru/file/dou-malinovka/ZakonImmunoprofilaktika.pdf
Справка после лета в детский сад — обязательный документ. Многих родителей предупреждают об этом еще весной, перед летними каникулами, но за свежими впечатлениями об отдыхе, эта информация попросту забывается.
Не все воспитатели готовы идти навстречу и брать на себя ответственность, принимая ребенка в группу без справки. Некоторые обзванивают заранее родителей, некоторые воспитатели — полагаются на сознательность мам и пап.
Как правило, под справкой после лета в детский сад имеют в виду справку от педиатра о том, что ребенок здоров и может посещать детский сад. Справка эта действительна всего 3 дня, поэтому, как правило, перед 1 сентября в поликлиниках большой наплыв, а кабинет педиатра осаждают множество родителей и детей, желающих пойти в детский сад.
Если вы идете в сад в понедельник, то справку надо брать в пятницу или прямо в понедельник. Причем, многие педиатры требуют обязательного присутствия ребенка для осмотра, и они правы.
В некоторых дошкольных учреждениях требуют, помимо справки в детский сад после лета, дополнительно сдать анализы на яйцеглист и энтеробиоз. Делают эти анализы обычно в течение двух дней и действуют они еще 10 дней.
В законодательстве РФ за последний год произошли серьезные изменения. В частности, были утверждены новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза». Правила зарегистрированы в Минюсте России 6 мая 2014 года за № 32182 и действуют со 2 июля 2014 года.
Самое важное, что можно вынести из правил — это существенное ограничение детей, не получивших реакцию Манту, на поступление в детские сады. При этом ежегодный охват пробой Манту детям до 14 лет включительно должен составлять не менее 95%. В обязательном порядке обследуют детей иностранных граждан, прибывших из «зоны риска» — стран неблагополучных по туберкулезу, и детей из социально неблагополучных семей.
Если родители отказываются делать ребенку реакцию Манту, то в медицинской книжке должна быть сделана соответствующая запись за подписью законного представителя ребенка. Если родитель отказывается ставить свою подпись, то документ подписывается двумя медицинскими работниками.
Приводим выдержки из документа:
«V. Организация раннего выявления туберкулеза у детей5.1. В целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее — проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб…
5.2. Проба Манту проводится 2 раза в год:
- детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза…
5.7. Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания».
Если раньше можно было прийти в детский сад без реакции Манту и просто подписать заявление об отказе от прививок, то теперь, как мы видим, без посещения врача-фтизиатра не обойтись. При этом просто так справку о том, что ребенок здоров, вам никто не выдаст. Для начала придется сдать анализы крови, мочи ребенку, а затем сделать дошкольнику — рентген грудной клетке, а маме с папой — флюрографию. И только после всего этого, если не будет никаких отклонений, фтизиатр выдает справку, которая для многих становится билетом в детский сад.
В том случае, если врач не посчитает нужным вам выдать справку об отсутствии признаков заболевания, ребенку про детский сад можно забыть.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 273-ФЗ
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
участок детского сада
спортивная площадка
Что такое корь и как её лечить?
На общем родительском собрании выступила фельдшер малиновского ФАПа Щёкина Н.А., где расказала родителям, что за заболевание корь, о её симптомах, инкубационном периоде и о лечении. Обратила внимание, что при этом заболевании всегда нужно обращаться к врачу. Дала рекомендации по прифалактике заболевания корью:
1. Обязательно ставить прививки
2. Соблюдать правила личной гигиены
3. Вовремя обращаться к врачу.
Осуществляет медицинское обслуживание - фельдшер Щёкина Н. А.
Они контролируют санитарно- гигиеническое состояние помещений, организуют медицинский контроль за физкультурно-оздоровительной работой и двигательной активностью детей в течение дня, определяют степень физической нагрузки, ведут журналы учёта здоровья детей, анализируют заболеваемость и её причины, формируют и пополняют информационный банк данных о состоянии здоровья наших воспитанников.
Один раз в год проводится углублённый медицинский осмотр детей. Учитывая данные углублённого медицинского осмотра, врачом делается заключение об общем состоянии каждого отдельно взятого ребёнка, и составляются « Листы здоровья дошкольника», которые позволяют проследить динамику физического здоровья каждого ребёнка, начиная с поступления в дошкольное учреждение и до выпуска в школу.
Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Разработанная в детском саду система оздоровительно – профилактических мероприятий включает в себя:
- вакцинацию детей против гриппа,
- оксалинопрофилактику,
- витаминотерапию,
- занятия физической культурой в спортивном зале и на свежем воздухе,
- ежедневные прогулки на свежем воздухе,
- валеолого-познавательная работа,
- фито – аромотерапию,
- закаливание,
- С-витаминизацию пищи
Система закаливания осуществляется разнообразными формами и методами с учётом возраста и индивидуальных особенностей состояния здоровья детей. Закаливание ребёнка обеспечивается в течение всего времени пребывания в детском саду за счёт чёткой организации воздушного и теплового режима в помещениях, рациональной одежды детей, соблюдения режима прогулок, гигиенических процедур: умывания, обливания рук до локтя прохладной водой, хождения босиком на утренней гимнастике, физкультурных занятиях и во время проведения закаливания. Воздушные ванны сочетаются с физическими упражнениями и ходьбой по массажным дорожкам и комплексом дыхательной гимнастики.
План медицинской работы
в МДОКУ детском саду №14 "Берёзка" на 2014-15 учебный год
Работа с персоналом.
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. |
Выполнение санэпидрежима и пользование дезрастворами (для младших воспитателей) |
постоянно |
фельдшер ФАП |
2. |
Закаливание организма ребёнка и проведение прогулок во 2-ой половине дня (для воспитателей) |
постоянно |
фельдшер ФАП |
3. |
Инструкции по проведению закаливающих мероприятий. «Специальные меры закаливания и использование их в разных возрастных группах» (для воспитателей и младших воспитателей) |
май |
фельдшер ФАП |
4. |
Семинар по физическому воспитанию |
сентябрь |
воспитатель |
5. |
Требования к одежде ребёнка (консультация) |
1 раз в квартал |
воспитатель |
6. |
«Болезни грязных рук» (беседа) |
март |
фельдшер ФАП |
Консультации для педагогов
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. |
Первая доврачебная помощь |
сентябрь |
фельдшер ФАП |
2. |
«Когда инфекция в группе» |
Ноябрь
февраль |
фельдшер ФАП |
3. |
Болезни грязных рук |
март - апрель |
фельдшер ФАП |
4. |
«Пищевые отравления» |
май |
фельдшер ФАП |
Работа с родителями.
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. |
Проведение инструктажей с родителями при поступлении детей в МБДОУ |
по мере поступления детей в МБДОУ |
фельдшер ФАП |
2. |
«Адаптация ребёнка к детскому саду» (консультация) |
сентябрь |
воспитатель |
3. |
Требования к одежде ребёнка (консультация) |
1 раз в квартал |
воспитатель |
4. |
Беседа с родителями о здоровье ребёнка (родительское собрание мл. гр.) |
1 раз в квартал |
фельдшер ФАП |
5. |
Двигательная активность детей – необходимое условие их всестороннего развития. ( мл. гр.) |
сентябрь |
воспитатель |
6. |
Организация прогулок с детьми дома в осенне – зимний период (консультация в ср. гр.) |
октябрь - ноябрь |
воспитатель |
7. |
Беседа с врачом о простудных заболеваниях |
1 раз в квартал |
фельдшер ФАП |
8. |
«Как уберечь ребёнка от простуды» (беседа) |
ноябрь - февраль |
фельдшер ФАП |
9. |
«Первая доврачебная помощь» |
декабрь май |
фельдшер ФАП |
10. |
Профилактика травматизма |
декабрь - январь |
фельдшер ФАП |
11. |
Профилактика острых кишечных заболеваний (беседа) |
март - апрель |
фельдшер ФАП |
12. |
«Ещё раз о прививках» (беседа) |
май |
фельдшер ФАП |
13. |
Консультация о летнем отдыхе детей |
май |
фельдшер ФАП |
14. |
Консультация на тему: «Закаливание ребёнка дома». |
июнь - июль |
фельдшер ФАП |
15. |
Консультация на тему: «Здоровье прежде всего» (ст. гр.) |
|
фельдшер ФАП |
Беседы с детьми
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. |
«Наши верные друзья» |
сентябрь |
фельдшер ФАП |
2. |
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!» |
октябрь - ноябрь |
фельдшер ФАП |
3. |
«Зимние игры и забавы» |
февраль |
фельдшер ФАП |
4. |
«На зарядку – становись!» |
март |
фельдшер ФАП |
5. |
«Пришла весна – ребятишкам не до сна!» |
апрель - май |
фельдшер ФАП |
6. |
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» |
май |
фельдшер ФАП |
7. |
«Полезные и вредные привычки» |
июнь |
фельдшер ФАП |
8. |
«Лето красное – для здоровья время прекрасное!» |
июль |
фельдшер ФАП |
9. |
«Чистота – залог здоровья |
август |
фельдшер ФАП |
Календарь прививок.
Проведенные правильно и в нужные сроки прививки обеспечивают надежную защиту от опасных для здоровья и жизни инфекционных заболеваний. По заключению Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России, прививкам подлежат все дети, особенно с ослабленным здоровьем, для которых инфекционные болезни особенно опасны.
Календарь прививок составлен так, чтобы ребенок был привит к тому возрасту, когда болезнь наиболее опасна. Несоблюдение графика прививок снижает их результативность, ребенок оказывается недостаточно защищенным и может заболеть.
Не только ваш участковый педиатр должен заботиться о своевременной вакцинации вашего ребенка. Каждая мать должна заботиться о защите от инфекций своего малыша, должна знать сроки проведения прививок и вовремя приходить в поликлинику для проведения очередной вакцинации.
КАЛЕНДАРЬ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК.
Возраст |
Прививка |
Вакцина |
Новорожденные (в первые 24 часа) |
Гепатит В – первая вакцинация |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В |
3-7 дней |
Туберкулез - вакцинация |
БЦЖ, БЦЖ-М |
1 месяц |
Гепатит В – вторая вакцинация (дети из группы риска) |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В |
2 месяца |
Гепатит В – третья вакцинация (дети из групп риска) |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В |
3 месяца |
Гепатит В – вторая вакцинация, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция типа b – первая вакцинация |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В, АКДС, Пентаксим,Инфанрикс, Акт-Хиб, Хиберикс |
4,5 месяца |
Дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция типа b – вторая вакцинация |
АКДС, Пентаксим,Инфанрикс, Акт-Хиб,Хиберикс |
6 месяцев |
Гепатит В – третья вакцинация, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция типа b – третья вакцинация |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В, АКДС, Пентаксим,Инфанрикс, Акт-Хиб,Хиберикс |
12 месяцев |
Гепатит В – четвертая вакцинация (дети из групп риска), корь, краснуха, паротит - вакцинация |
Энджерикс В, Эувакс В, Регевак В, Приорике, ЖКВ, ЖПВ |
18 месяцев |
Дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция типа b – первая ревакцинация |
АКДС, ОПВ,Пентаксим,Инфанрикс, Акт-Хиб,Хиберикс |
20 месяцев |
Полиомиелит – вторая ревакцинация |
ОПВ |
24 месяца |
Пневмококковая инфекция, ветряная оспа – вакцинация |
Пневмо 23, Превенар, Варилрикс, Окавакс |
36 месяцев |
Вирусный гепатит А -вакцинация |
Хаврикс 720 |
42 месяца |
Вирусный гепатит А -ревакцинация |
Хаврикс 720 |
6 лет |
Корь, краснуха, паротит -ревакцинация |
Приорикс, ЖКВ, ЖПВ |
7 лет |
Дифтерия, столбняк – вторая ревакцинация Туберкулез - ревакцинация |
АДС-М, БЦЖ-М |
12-13 лет |
Вирус папилломы человека(девочки) – вакцинация(трехкратная) |
Прививка от вируса папилломы человека |
14 лет |
Дифтерия, столбняк – третья ревакцинация Туберкулез – ревакцинация Полиомиелит – третья ревакцинация |
АДС-М, БЦЖ, ОПВ |
Взрослые |
Дифтерия, столбняк –ревакцинация каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
АДС-М |
В ДОУ соблюдается график проведения профилактических прививок. Вакцинация детей осуществляется по следующим правилам:
1. Родители заранее оповещаются медицинской службой о дате назначенной прививки.
2. Родители выражают свое согласие или несогласие в специальном уведомлении.
3.Дети, родители которых согласны с вакцинацией, в день прививки проходят предварительный осмотр педиатром.
4. Вакцинация осуществляется в присутствии врача-педиатра.
5. После вакцинации ребенок некоторое время находится под наблюдением медицинской службы.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
В нашем детском саду мы уделяем внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, что является основой базовой культуры личности.
Программа воспитания и обучения в детском саду ориентирует на создание в учреждении обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Группы оснащены современными санузлами, каждый ребёнок имеет индивидуальное полотенце, столовые приборы и посуду. С 2-х лет детей под контролем воспитателя продолжают учить, а затем учат самостоятельно мыть руки и и лицо перед едой и насухо вытирать полотенцем. Во время еды побуждают детей к самостоятельности, учат держать ложку в руке, есть пищу аккуратно,не крошить хлеб, не проливать, формируют навык пользования салфеткой. Спокойная доброжелательная атмосфера в процессе подготовки к приему пищи и самого процесса питания, предварительная сервировка стола, помощь ребенку со стороны воспитателя и помощника воспитателя в младших группах, способствуют хорошему аппетиту и является залогом полноценного питания и формирования культуры поведения за столом. На протяжении всего пребывания детей в детском саду требования программы к воспитанию культурно - гигиенических навыков увеличиваются и растет объем знаний и умений детей. В подготовительной к школе группе навыки входят в привычку быстро и правильно умываться, аккуратно принимать пищу, полоскать рот после еды, правильно и красиво накрывать стол, пользоваться столовыми приборами, включая нож, убирать или складывать посуду после еды.
Бирюкова Ольга Евгеньевна Стаж врачебной практики (лет): 25 |
Каждый человек живет в гармонии со свойственным только ему набором микроорганизмов, поэтому впервые переступив порог детского сада, ваш ребенок встретит не только новых друзей, но и новые типы микроорганизмов, к которым ему неизбежно придется адаптироваться. Для одних детей эта адаптация происходит незаметно, а другие начинают часто болеть.
Помочь своему ребенку преодолеть трудности адаптации вы можете следующим образом:
Поставить барьер на пути проникновения вирусов и бактерий:
-
Перед выходом из дома смазывайте ноздри ребенка одним из перечисленных ниже препаратов:
- 0,025% оксолиновая мазь
- мазь "интерген" (продается в институте гриппа)
- мазь "виферон"
- персиковое масло
- вазелиновое масло (продается в аптеке)
Эти препараты предотвращают закрепление вируса на слизистой оболочке дыхательных путей и тем снижают вероятность заболевания.
-
Вернувшись домой, попросите ребенка прополоскать рот одним из следующих отваров:
- ромашка
- зверобой
- шалфей
Это позволяет удалить потенциальных возбудителей заболевания со слизистой полости рта. Эту процедуру полезно делать всем членам семьи по возвращении домой, чтобы не заразить ребенка.
Повысить защитные силы организма ребенка:
- Закаливание
-
Прием одного из следующих гомеопатических препаратов согласно приложенным аннотациям:
- Афлубин
- ИОВ-малыш
- Антигриппин (гомеопатические горошки)
Прием препаратов лучше начать за месяц до предполагаемого похода в детский сад.
-
Прием препаратов, которые повышают адаптивные способности организма - адаптогенов. Возможна одна из следующих схем:
-
Настойка Элеутерококка в дозе 1,5 капли на год жизни (на прием) - 3 раза в сутки.
Параллельно принимаются желудочные капли, которые вы можете купить в аптеке в дозе: 1 капля на год жизни (на прием) - 3 раза в день или настойка пустырника в такой же дозе. Курс составляет 2-3 месяца. (Например: если ребенку 2 года: Элеутероккок: 2 Х 1,5 = 3 капли 3 раза в день. + Желудочные капли или пустырник: 1 Х 2 = 2 капли 3 раза в день).
-
Вместо Элеутерококка можно использовать один из следующих препаратов: экстракт Родиолы розовой, левзеи, настои заманихи, лимонника китайского, аралии, и другие адаптогены. Эти препараты дозируются также как элеутерококк и принимаются вместе с желудочными каплями или пустырником.
Противопоказаниями к применению данных препаратов являются высокая температура и повышенная возбудимость ребенка. Прием адаптогенов лучше начинать за 3-4 недели до предполагаемого похода в детский сад, но если вы не сделали этого заранее - никогда не поздно - начинайте сейчас.
-
-
Прием витаминов
Витамины лучше принимать курсом - 1 месяц. Желательно это делать зимой и ранней весной, когда наиболее снижены защитные силы организма. Выбрать подходящие вашему ребенку витамины поможет педиатр.
Прием гомеопатических препаратов, адаптогенов и витаминов нужно чередовать в течение года.
ГРИПП
Практически все дети старше 6 месяцев периодически болеют гриппом. Вызывают это заболевание вирусы 3 типов: А, В, С, которые отличаются структурой поверхностных белков.
Вирус гриппа А имеет 13 разновидностий, однако заболевания у детей вызывают только 3 из них. Каждые 1-3 года вирус меняет свою структуру, что приводит к возникновению эпидемии. Вирусы гриппа В, С подтипов не имеют. Вирус гриппа В изменяет свою структуру раз в 4-5 лет, а вирус гриппа С структуру не изменяет и заболевание вызывает редко.
В настоящее время заболевания вызывают в основном 2 подтипа вируса А (А2, А) и вирус гриппа В.
Грипп - это тяжелое заболевание, сопровождающееся температурой до 39-40 (не менее 5 дней), головной болью, кашлем, в тяжелых случаях возможны менингеальные симптомы, бред, галлюцинации, нарушение сознания и судороги. Часто грипп осложняется присоединением бактериальной инфекции, тогда развиваются такие осложнения как отиты, синуситы, ларинготрахеиты, пневмонии, менингиты, менингоэнцефалиты. После перенесенного гриппа может долго сохраняется постинфекционный астенический синдром (быстрая утомляемость нарушение сна, внимания и памяти).
Защитить своего ребенка от этой инфекции вы можете с помощью прививок, начиная с 6 месяцев.
В нашей стране используются отечественные и импортные вакцины. Все они одинаковы по составу и изготовлены из актуальных штаммов вируса подтипов А, А2 и В, ежегодно рекомендуемых ВОЗ. Вакцины могут быть "живые" и инактивированные. Выбор вакцины зависит от возраста ребенка, а также от состояния его здоровья (аллергия, частые простудные заболевания, хронические заболевания и др.) Поэтому правильно выбрать вакцину вам поможет ваш педиатр.
После введения любой вакцины против гриппа иммунитет формируется через 10-14 дней. Поэтому вакцинацию лучше проводить осенью и заканчивать за 2 недели до предполагаемого начала эпидемии. Прививать лучше практически здорового ребенка. Поэтому вакцинацию желательно начинать в октябре, когда до гриппа еще далеко, и риск заболеть другими простудными заболеваниями меньше.
Проведенная вакцинация будет эффективна и в случае заражения другими разновидностями вируса гриппа, т.к. все они имеют сходную структуру поверхностных белков и заболевания протекают легче. Привитые дети в редких случаях могут заболеть гриппом, но болезнь будет протекать легче и не вызовет осложнений. Прививка сохраняет свою эффективность в течение 6-12 месяцев.
Особенно актуальна вакцинация в семьях, где дети посещают детские дошкольные учреждения и школы, так как в коллективе риск заболеть гриппом выше, чем у "домашнего" ребенка. Особенно высок риск заболевания гриппом у часто болеющих детей и детей, страдающих хроническими заболеваниями.
Если в вашей семье есть ребенок первого года жизни, то прививки остальным членам семьи проводятся инактивированными вакцинами. Также в таких семьях просто необходимо прививать старших детей, особенно посещающих детский сад.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
Профилактика инфекций, передающихся грызунами.
Ежегодно регистрируются заболевания людей инфекциями, основным источником которых служат мышевидные грызуны (рыжая полевка, полевая мышь, домовая мышь и т.д.) такие инфекции называются природно-очаговыми. К ним относятся: иерсиниоз, псевдотуберкулез, лептоспироз, туляремия, гемморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Грызуны распространены практически повсеместно, как в дикой природе, так и в населенных пунктах и жилых зданиях. Мышевидные грызуны являются высоко восприимчивыми к микробам, вызывающим природно-очаговые заболевания и длительно сохраняют возбудителей инфекций в дикой природе. Зараженные мышевидные грызуны выделяют возбудителя в окружающую среду с фекалиями, слюной и мочой. Зараженные выделения попадают на пищевые продукты, воду, различные предметы окружающей среды, почву, где возбудители природно–очаговых инфекций не только сохраняются длительное время, но и при определенных условиях окружающей среды могут размножаться.
Следует остановиться на более подробном описании синантропных видов, таких как домовая мышь, черная и серая крыса. Эти переносчики заболевания опасны тем, что обитают в непосредственной близости к человеку, имеют большую численность популяции и способность к быстрому воспроизведению потомства, это в свою очередь увеличивает вероятность заражения. Жизнедеятельность человека является для мышевидных грызунов источником жилищ, укрытий и кормовой базой.
Домовая мышь (Mus musculus). Основная масса зверков постоянно живёт в постройках человека, что особенно характерно для городских популяций. Часть зверков обитающих в сельской местности, большую часть года живёт в хозяйственных постройках, однако на летний период может выселяться на близлежащие открытые территории. Дальность выселений составляет 1-2 км. В природе деятельны преимущественно в сумеречные часы, в постройках время суточной активности находится в обратной зависимости от деятельности человека. При благоприятных температурных и кормовых условиях размножаются круглый год, хотя и наблюдается некоторая зимняя депрессия. Средняя величина выводка от 5 до 7 детёнышей. Практически всеядный вид, в природе поедают семена злаков, бобовых и сложноцветных, в их пище постоянно встречаются остатки насекомых, зелёные и сочные корма. Приносит огромный вред в населённых пунктах как всеядный вредитель запасов пищевых продуктов.
Крыса серая (Rattus norvegicus). Распространена крыса по всей территории. В летнее время часть особей переселяется в природные биотопы и возвращается в жильё человека на зимний период. Однако существует мнение о существовании двух популяций: синантропной и «дикой». При наличии пищи может постоянно проживать даже в промышленных холодильниках. В природных условиях роет норы. Размножается большую часть года. До трёх помётов в год в среднем по 7 детёнышей. Молодые особи в возрасте 3—4-х месяцев способны размножаться. Всеядна. В населённых пунктах питается в основном отбросами.
Крыса чёрная (Rattus rattus). Распространена по всей территории. Будучи более теплолюбивой, чем серая крыса, населяет природные биотопы только в районах с более мягким климатом. В остальной части ареала связана с жилищем человека. В местах совместного проживания с серой крысой придерживается верхних этажей, вплоть до чердачных помещений. Гнёзда сооружает на земле под настилом пола или в межэтажных конструкциях зданий. В год приносит 2 — 3 помёта по 6 детёнышей в каждом. В состав питания входят все допустимые растительные и животные корма.
Иерсиниоз - инфекционное заболевание, при котором поражается желудочно–кишечный тракт, опорно–двигательного аппарат, печень.
Источником инфекции и резервуаром возбудителя являются: бурозубки (рода Sorex), рыжая полёвка, полевая, лесная, желтогорлая и домовая мыши, черная и серая крысы. Наибольшей пораженностью отметилась лесная мышь 31,6% от общего количества добытых особей этого вида. Поражённость синантропных видов – домовая мышь (2,7%), серая крыса (5,9%), чёрная крыса (23,0%).
Заражение человека иерсиниозом происходит алиментарным путем, при употреблении в пищу загрязненных экскрементами или трупами павших грызунов продуктов питания, воды. В основном – это овощные блюда (салаты из овощей) и молочные продукты, вода, употребляемые в пищу без предварительной термической обработки. Возбудитель иерсиниоза хорошо переносит низкие температуры и может накапливаться в продуктах в овощехранилищах и холодильнике.
Основные проявления заболевания:
-симптомы общей интоксикации (повышение температуры, озноб, головная боль, боли в мышцах и суставах);
-поражения желудочно–кишечного тракта (боли в животе, тошнота, рвота, понос);
В процессе заболевания, может присоединяться поражение печени, поражение центральной нервной системы;
признаки острого артрита с преимущественным поражением крупных суставов, сыпь. Прогноз заболевания обычно благоприятный, заканчивается выздоровлением.
Профилактика:
-недопущение попадания микробов на продукты питания и в воду. Оградить пищевые продукты, употребляемые без термической обработки, от доступа грызунов – проводить истребительные мероприятия в отношении грызунов, ограничить проникновение грызунов в овощехранилище и склады пищевых продуктов;
-соблюдение правил обработки овощей и фруктов, употребляемых без термической обработки:
фрукты перед употреблением необходимо тщательно промыть под проточной водой, затем ошпарить кипятком;
овощи требуется тщательно промыть под проточной водой, очистить, затем еще раз промыть под проточной водой, затем - в охлажденной кипяченой, по возможности - ошпарить кипятком;
салаты из сырых овощей следует готовить непосредственно перед употреблением;
не следует употреблять в пищу овощи и фрукты с признаками порчи и гнили.
-не употреблять в пищу сырую воду и некипяченое молоко
Псевдотуберкулез - инфекционное заболевание, при котором поражается желудочно–кишечный тракт, опорно–двигательная система, кожа. Источник инфекции при псевдотуберкулезе и пути заражения человека такие же, как и при иерсиниозе. Симптомы заболевания сходны с симптомами иерсиниоза. диагноз псевдотуберкулез выставляется после специфического лабораторного исследования. Профилактика такая же, как профилактика иерсиниоза.
Лептоспироз – острое инфекционное заболевание, вызываемое лептоспирами, характеризующее лихорадкой, симптомами общей интоксикации, поражением почек, печени, нервной системы. Из зарегистрированных в Беларуси не трансмиссивных зоонозов бактериальной природы, наиболее тесно связаны с млекопитающими возбудители лептоспирозов. Установлено, что заболеваемость обуславливается наличием двух типов очагов, получивших название «природных» и «антропургических». В качестве лептоспироносителей в природных очагах установлено 30 видов диких млекопитающих, в основном грызунов и насекомоядных. В антропургических очагах источниками инфекции служат больные и переболевшие сельскохозяйственные животные. Можно предполагать, что хранителями возбудителя и в этих источниках являются грызуны и насекомоядные различных экологических групп, в том числе не связанные с жильём человека – рыжая полёвка, желтогорлая и лесная мыши, обыкновенная бурозубка. Заражение человека лептосирозом происходит при контакте с предметами и водой, загрязненными выделениями животных.
Человек заражается через воду водоемов (болота, пруды, мелководные реки, каналы), реже – через почву, предметы быта и производства, обсемененные лептоспирами. В организм человека возбудитель проникает через поврежденную кожу и слизистые оболочки рта, носа, желудочно-кишечного тракта, глаз, наружных половых органов.
Заболевание от человека к человеку не передается. Заболеванию чаще всего подвергаются люди, проживающие в сельской местности, лица, работающие на заболоченных лугах, работники животноводческих ферм, доярки, пастухи, ветеринары.
Основные проявления заболевания: -симптомы общей интоксикации (повышение температуры, озноб, головная боль, слабость, разбитость, бессонница); -отмечаются жалобы на боли в мышцах, особенно икроножных, спины, затылочных, шейных; -больные ощущают тошноту, может возникнуть рвота. В первые дни болезни появляется одутловатость гиперемия лица, конъюнктив, инъекция сосудов склер. На 3-6 день болезни у части больных на конечностях, и туловище появляется, как правило, симметричной локализации, ярко-розовая. Печень и селезенка увеличиваются со 2-3 дня болезни. В большинстве случаев течение болезни благоприятное, в редких случаях возможен смертельный исход.
Профилактика: -недопущение попадания микробов на продукты питания и в воду; -истребительные мероприятия в отношении мышевидных грызунов; -не мыть посуду, руки водой из водоемов, для этого требуется использовать приносную воду; -для купания выбирать чистые, проточные водоемы, которые не используются для водопоя скота; -употреблять в пищу только кипяченое молоко; -оградить пищевые продукты, употребляемые без термической обработки от доступа грызунов (хранить в герметичной, плотно закрывающейся таре).
Туляремия – острое инфекционное заболевание, предающееся человеку от грызунов. Возбудитель туляремии тесно связан с околоводными млекопитающими, среди которых ведущую роль в формировании эпизоотического процесса играет водяная полёвка, на долю которой в период высокой заболеваемости приходилось 68,5% выделенных от диких животных штаммов туляремийного микроба. В эпизоотии включалась полёвка-экономка, а так же другие млекопитающие, встречающиеся в прибрежных биоценозах. В лабораторных исследованиях было выявлено, что возбудителями туляремии поражены следующие виды: бурозубки (рода Sorex), рыжая полёвка, мышь-малютка, мышь полевая, домовая мышь, крыса чёрная. Наибольшая поражённость отмечалась у мыши-малютки.
Заражение человека может произойти при контакте с мышевидными грызунами, инфекцию можно легко занести руками на слизистую оболочку глаза, рта, на пищевые продукты; при вдыхании пыли, образующейся при работе молотилки, переноске сена и др.; при отлове водяной крысы, снятии шкуры, обработке меха (наличие повреждений кожи: ссадины, царапины порезы – увеличивает риск инфицирования); при употреблении в пищу загрязненных экскрементами или трупами павших грызунов продуктов питания и воды; при укусе кровососущих насекомых (чаще всего происходит в природных очагах туляремии).
Заболевание от человека к человеку не передается. Заболеванию чаще всего подвергаются люди, проживающие в сельской местности, лица, работающие на заболоченных лугах, работники животноводческих ферм, доярки, пастухи, ветеринары, охотники. Основные проявления заболевания: -симптомы общей интоксикации (повышение температуры, озноб, головная боль, слабость, разбитость, бессонница); -отмечаются жалобы на боли в мышцах; -если микроб проник в организм человека через кожу, то на месте проникновения микроба появляется покраснение, затем карбункул и в последствии - язва. Кожа на пораженном участке краснеет, припухает. Ближайшие лимфоузлы увеличиваются, становятся болезненными при пальпации, могут нагнаиваются и изъязвлятся; -если возбудитель проник через слизистую оболочку глаз, то отмечается покраснение и отек век, выделение гноя, увеличение околоушный и подчелюстных лимфатических узлов; -болезнь может протекать в кишечной и легочной форме; В большинстве случаев течение болезни благоприятное, в редких случаях возможен смертельный исход.
Профилактика: -профилактика такая же, как и профилактика лептоспироза;
-в очагах туляремии проводят профилактическую вакцинацию населения;
-для недопущения передачи возбудителей туляремии через кровососущих насекомых, при выходах в лес, необходимо обрызгивать одежду реппелентами
- средства по отпугиванию насекомых, надевать одежду, препятствующую проникновению насекомых. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом
– острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, поражением почек.
Заражение человека чаще всего происходит через дыхательные пути. Реализуется через воздушно-пылевой путь передачи, когда возбудитель вместе с образующейся пылью попадают в легкие. Так же возможно, заражение через рот при употреблении в пищу загрязненных выделениями грызунов продуктов питания, воды и при соприкосновении с зараженными объектами окружающей среды (хворост, солома, сено), с грызунами. Основные проявления заболевания: -симптомы общей интоксикации (повышение температуры, озноб, головная боль, слабость, разбитость, бессонница);
-развиваются кровотечения носовые, кишечные (дегтеобразный стул), кровоизлияния в слизистые оболочки, кожу; -нарушение работы почек: отеки, как правило, не встречаются, но в тяжелых случаях наблюдается некоторая одутловатость лица. Со 2-4 дня болезни развивается олигурия (угнетенное мочеобразование), в отдельных случаях – анурия (отсутствие мочеобразования). Заболевание как правило заканчивается выздоровлением, иногда возникают осложнения: пневмонии, паротиты, пиелонефриты, а также острая сердечно-сосудистая недостаточность, инфекционно-токсический шок, надрыв капсулы почек,, отек легких, кровоизлияния в внутренние органы и др.
Профилактика: - профилактика такая же, как и профилактика лептоспироза;
Отделение эпидемиологии и лабораторной диагностики ООИ врач – эпидемиолог С.Г.Скубилова зоолог – биолог Молявко Е.В.
Воздушные ванны для закаливания детей.
В организации закаливания детей особое место занимают воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит. Воздушные ванны – это щадящее воздействие на организм, поэтому их чаще всего используют при оздоровлении часто болеющих детей.В холодное время года воздушные ванны проводят в помещении при комфортных значениях температуры, при отсутствии сквозняков. Комфортной принято считать температуру воздуха от +17,5 до +22,5 градусов.
Длительность первой воздушной ванны 3-5 мин. С каждой последующей процедурой время увеличивается на 3-5 мин. и доводится до 30 мин. Начинают проведение процедур при обычной комнатной температуре. Затем постепенно снижают до +17 градусов. Сначала дети одеты в трусы, майки, носки и тапочки. Далее, через две недели, можно проводить занятия в одних трусах.
Детям, плохо переносящим снижение температуры, необходимо уменьшить длительность процедуры и постепенно обнажать тело. При этом вначале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребёнка можно оставить в трусах.
После перенесённого острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через одну неделю после выписки. Длительность и степень обнажения тела увеличивают постепенно.
Наиболее рационально сочетать воздушные ванны с физическими упражнениями и специальными процедурами. Одним из методов воздействия на кожные покровы является растирание сухой махровой варежкой.
Растирание можно проводить самостоятельно. Проводящий растирание берёт ребёнка за руку и лёгкими поглаживаниями выполняет растирание руки от запястья к плечу. Боковые поверхности туловища растирают поглаживающими движениями от талии к подмышечным впадинам. Спина – от поясницы к плечам вдоль позвоночника. Грудь – от плеч к грудине. Растирание проводится мягко, повтор движений по одному участку до 4-5 раз. При проведении воздействия не допускается возникновение неприятных ощущений. После процедуры должно наблюдаться лёгкое порозовение кожных покровов.
Противопоказания к проведению воздушных ванн:
- острые инфекционные заболевания;
- острые респираторные заболевания;
- повышение температуры.
Противопоказание к проведению растирания кожи: заболевания кожных покровов.
Как научить ребенка не бояться врача
С рождением малыша в его жизнь входит не только любящие мама и папа, многочисленные родственники, друзья, но и детский педиатр, который обязан следить за здоровьем и принимать соответствующие меры во время его болезни.
К сожалению, не все дети спокойно переносят медицинский осмотр, а некоторые, едва завидев врача, поднимают крик протеста.
Обычно малыши до 3-4 месяцев нейтрально воспринимают визит педиатра и дают себя осмотреть, груднички постарше уже настораживаются при виде белого халата, особенно, когда они запомнили, что он связан с болезненными уколами, болью, неприятным ощущением.
Когда делаются прививки, родителям бывает довольно непросто удержать сопротивляющегося малыша, который никак не поймет, почему мама, такая добрая и нежная, насильно в стальных руках удерживает его и не защитит от боли.
Так рождается страх перед белым халатом, посещением поликлиники, медицинским осмотром, даже если ребенку не больно.
Подрастая, малыш к году уже может из услышанного разговора понять, что ему предстоит посещение врача, и он наотрез отказывается одеваться, обуваться, отбивается от рук мамы и убегает в уголок подальше.
Что тогда делать родителям? Как можно помочь своей крошке не пугаться того, что связано с больницей, да и возможно ли это? Конечно! Здесь вы найдете советы, рассчитанные на возраст от года и старше:
1. Если ребенок любит чтение с вами, найдите красочную детскую книжку Чуковского «Айболит» и вместе почитайте ее, пусть он разглядывает все картинки. Старайтесь заинтересовать его сюжетом книжки, подражайте голосом разным зверям, которые обращаются к доктору за помощью – и вы увидите искорку веселья в глазах своего малыша.
2. Научите своего ребенка играть в доктора: для этого приобретите специальный детский наборчик медицинских инструментов, в который помимо прочего, войдет стетоскоп, игрушечный градусник, настоящие бинт, марля, вата, игрушечные шприц и пузырьки.
Возьмите мишку и скажите, что у него болит горло, он плачет и кашляет, надо его полечить и сами покажите, как надо действовать – пусть малыш втянется в игру и станет врачом для своего «пациента». Это его увлечет надолго, а если свои игровые действия он перенесет на вас – не отмахивайтесь, побудьте в роли больного.
3. Если у вас дома есть кошка или собака, которая нуждается в помощи ветеринара, возьмите с собой и ребенка – пусть понаблюдает, как их осматривают, делают укольчики, дают лекарство. Обратите его внимание, что животное надо утешить, чтобы не волновалось, тогда ему будет понятно, что надо делать, если, например, вы заболели – он вас начнет жалеть. Если нет такой возможности – посмотрите передачу о животных, там иногда бывают показы на ветеринарную тему.
4. Когда наступило время похода к врачу, сообщите малышу, куда вы идете и напомните про то, как он лечил своих зверюшек. Перенос своей игры в реальность поможет ребенку менее болезненно воспринять свое посещение поликлиники.
5. Заранее возьмите с собой любимую игрушку, интересную книжку, чтобы время ожидания перед приемом не казалось слишком утомительным.
6. Во время осмотра позвольте ему не расставаться с вами, чтобы не испугать его, а если обстоятельства требуют, положите ребенка на кушетку, но будьте рядом.
7. За несколько минут до укола предупреждайте малыша о нем, не обманывайте его ожидания, заверяя, будто ему не будет больно; скажите, что его ожидает сюрприз после посещения врача. Во время укола обязательно держите его в своих объятиях и ласково говорите, что скоро все пройдет.
8. Если ребенок панически боится боли, связанной с уколами, попробуйте договориться с врачом о применении местного обезболивающего средства, которое сделает их нечувствительными.
9. Никогда не используйте посещение врача как средство наказания, например, фраза: «Если не будешь слушаться, отведу тебя к врачу!» просто недопустима. Она не заставит его выполнить ваши требования, но еще более усугубит страх.
10. Будьте сами уверенными и спокойными – ваше состояние очень важно для малыша. Было подмечено, что тревожная мать легко передает свои чувства своему ребенку и тот «заражаясь страхом», никогда не сможет избавиться от боязни перед медицинскими процедурами. И наоборот, излучающая спокойствие, мама легко справляется с возникшими опасениями малыша, развеивая их своим присутствием, ободряющей улыбкой.
В заключение хочется отметить, что весь процесс по избавлению от страхов перед врачами может растянуться во времени, поэтому запаситесь выдержкой и терпением, не старайтесь опережать события, последовательно пройдите все этапы. Только так вы сможете научить вашего малыша спокойному отношению ко всему, что связано с врачом.
Желаем удачи!
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток